
В те же годы, что и Калашников, трудились и изобретали многие народные механики. Дворовый человек В. Семенов изобретал в 1812 г. оригинальные звероловные машины. Мещанин Яков Белугин получил в 1814 г. привилегию на "машины для выволочки соли из озер и для ломки оной в озерах". Купцу Тимофею Бухтеецу дали в том же году привилегию на его изобретение - "походную пищеварительную печь". Арзамасский машинист Василий Лебедев изобрел в 1815 г. машины для прядения льна, шерсти, козьего пуха, хлопка и машину для измерения земли. Механик экспедиции кремлевского строения Яков Лебедев, управлявший часами Спасской башни Кремля, делал в том же году "машины для глубокого колодца, машины в кухни для жаркова,... новые машины изобретения своего к зимним дверям..." Священник Алексей Голосов получил в 1817 г. привилегию на изобретенную им "машину для набивания картузов цикорным кофе". Крестьянин Михаил Сутырин с бою взял в 1819 г. привилегию на свое изобретение - "машину для взвода судов против течения рек".
Русские механики, выходившие из всех слоев народа, не сдавались, невзирая на то, что механика, мол, "не мужицкое дело", стремились гворить новое, опираясь на мудрость и сметку народную.
Так творил Матвей Герасимович Калашников, но "куда ни обращался он... со своими моделями и прожэктами, везде находил отказ и нередко презрение; повсюду устрашаем был вопросом: где он учился механике? - и провожаем нравоучением, что этою частию занимаются люди, выписанные из чужих краев и известные своею ученостию, и что это не мужицкое дело".
Замечательны разработанные им проекты мостов для переходов через Большую и Малую Невку и через Неву. Во всех мостах он предусмотрел разводные части, спроектировал арки больших пролетов. На Исаакиевском мосту он предложил пролет арки в двести метров. Для того чтобы убедиться в прочности, четырехаршинная модель моста подверглась тридцатидвухпудовой нагрузке "и в продолжение нескольких месяцев не приметно было не только никакого повреждения, но и малейшего действия тяжести".
Матвей Калашников, крепостной ярославского помещика Кардовского, занимался в те годы в Петербурге созданием новых машин и конструкций. Он изобрел машины: для выливания воды из плашкоутов, для подъема на чрезвычайную высоту воды и тяжестей, для орошения лугов и полей. В 1807-1817 гг. он изготовил модели разводных мостов Тучкова, Сампсониевского, Исаакиевского.
"По самохотной выучке и любопытному знанию" в горьких условиях грудились бесчисленные крепостные новаторы, такие, как тагильчашш Егор Жепинский, изобретатель своеобразной катальной, или "шталмеровой", машины, что оказалась "против прежней шталмеровой способнее", и особой машины для резки железа, и необычайных часов, и музыкальных и вместе с тем путемерных дрожек, над созданием которых он работал с 1785 по 1801 г. Тогда же и в том же Нижнем Тагиле трудился oлрепостной мастеровой Артамонов, о котором сохранились рассказы, как он приехал с Урала в Москву на коронацию Александра I на двухколесном железном велосипеде, изобретенном им задолго до того, как на Западе пришли к подобной идее.
Цифровые библиотеки и аудиокниги на дисках почтой от INNOBI.RU
3. Забытые имена [1949 Данилевский В.В. - Русская техника]
Комментариев нет:
Отправить комментарий