Как отличить истинного пророка от лжепророка? Кому позволено пророчествовать? Ответить мы попросили известного библеиста, священника Димитрия ЮРЕВИЧА.СПРАВКА"О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Мк. 13, 32) -- говорит Евангелие, но за прошедшие две тысячи лет множество раз объявлялся скорый конец света. Страшный суд предсказывали в 1000 году от Р. Хр., о наступлении последних времен пророчествовали русские раскольники во главе с протопопом Аввакумом. В 1832 г. представители секты духоборов, живших в Крыму, распродали имущество и целыми семьями двинулись в Закавказье -- встречать на горе Арарат Христа. В 1864 г. кавказские молокане села Карабулах объявили о Втором пришествии. Закавказские духоборы ожидали конца мира 29 июня 1895 г. Подобное случалось неоднократно в сектах хлыстов, скопцов, молокан, малевановцев.Отец адвентизма Вильям Миллер предсказывал, что второе пришествие Спасителя произойдет в промежутке между 21 марта 1843-го и 21 марта 1844 г. Его последователи скорректировали дату конца мира, перенеся ее на 1914, потом -- на 1932-1933. Последнее предсказание адвентистов назначало апокалипсис на 1995 г.Основатель секты "Свидетелей Иеговы" Чарльз Тэйз Рассел обещал, что Армагеддон разразится в 1914 году. Когда этот год прошел, Рассел изменил дату на 1915 год. Умер он в 1916 г., оставив после себя пророчества, из которых не исполнилось ни одно, и тысячи сбитых с толку последователей. Его преемники не раз переносили дату конца света, последний раз 1975 год. Перед этой датой многие из "свидетелей" бросили работу, продали дома, и вместе с женами и детьми переехали туда, "где они были больше нужны", рассчитывая, что оставшихся средств хватит до 1975 г.Скорого конца света ждут практически в каждой тоталитарной секте, в том числе в "Белом Братстве", "Церкви Объединения" (секта мунитов), "Церкви Иисуса Христа Святых последних дней" (мормоны), "Церкови Последнего Завета" (секта Виссариона), в сектах неопятидесятников ("Слово Жизни", "Новое поколение" и другие секты).-- Судя по Ветхому Завету, человек легко мог стать пророком. Кому сейчас позволено пророчествовать?-- В современном литературном языке слово "пророчество" означает "предсказание". Поэтому "пророками" мы называем предсказателей будущих событий. Однако древнееврейское слово "наби" и соответствующее ему древнегреческое "профитис" обозначало человека, возвещающего волю Божию -- прежде всего о текущих событиях. Однако настоящее связано с прошлым и будущим -- поэтому при необходимости он возвещает и волю Божию о прошлом -- т.е. дает оценку человеческой истории, а также о будущем -- говоря о тех действиях, которые предпримет Бог для спасения человека.Например, Моисей назван в Священном Писании пророком (Вт. 18, 15). Однако его деятельность заключалась в заботе о текущей религиозной жизни народа Израильского: он стоит во главе народа при выходе из плена и является посредником между Богом и Израилем, когда Бог дает законодательство. Возвещение Закона, возвещение воли Божией о жизни ветхозаветного Израиля, и является основным пророчеством Моисея. Ему принадлежит и описание ранней истории человечества: сотворения мира, грехопадения человека и т.д. Описывая это первобытное прошлое, Моисей дает ему объективную оценку -- возвещает волю Божию о нем, поэтому является пророком и в этом отношении. Очень показательно, что Моисей мало говорит о будущем Израильского народа и всего человечества -- но эта составляющая пророчества у него также присутствует: так называемое "протоевангелие" -- изложение обетования Еве, что из рода человеческого придет Спаситель; рассказ о благословении Иаковом прародителей 12 колен Израилевых -- с характеристикой дальнейшей жизни этих колен, в частности -- указание на то, что Спаситель придет из колена Иудина; наконец, передача слов Господа о том, что в свое время придет Пророк, подобный Моисею. Таким образом, пророчествует тот, кто возвещает волю Божию.Во многих случаях пророки Ветхого Завета получали Божественное откровение необычным, сверхъестественным образом. Мы даже не в состоянии точно указать, как это происходило, ибо у пророков стоят символические фразы: "Я был в духе в день воскресный…" (Откр 1, 10), "И была на мне там рука Господня…" (Иез 3, 22) и пр. Эти фразы отнюдь не предполагают, что пророки обязательно были в состоянии экстаза (т.е. исступления). Как раз наоборот, при восприятии пророчества в большинстве случаев они находились в твердом сознании и ясном уме.Уже в Ветхом Завете есть ряд примеров того, что откровение Божие пророки получали вполне естественным путем. Особенно показательным является случай, когда святой пророк Даниил "уразумел" о числе лет, которые Иерусалим будет в запустении после разрушения вавилонянами в 585 году, читая книгу пророка Иеремии (Дан. 9, 2). И только после такого уразумения воли Божией естественным образом он удостоился пророчества и сверхъестественным (Дан. 9, 21).Как ни парадоксально, критерием истинности пророчества является не способ познания воли Божией (естественный или сверхъестественный), а содержание пророчества. Об этом говорит апостол Павел: "если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1, 8). Да, и апостолы, и евангелисты были свидетелями чудес, сотворенных Господом. Да, они общались с воплотившимся Сыном Божиим. Однако основное содержание учения Господа в Евангелиях изложено через Его действительные, имевшие место в реальности беседы и наставления. Значит, Сам Христос желал, чтобы мы познавали Его учение и Его волю прежде всего естественным образом -- а именно, слушая или читая Евангелия, а также книгу Деяний и послания св. апостолов, которые также выражают Евангелие в самом общем смысле -- в Благой Вести.Так что пророчествовать позволено всем -- но при этом предполагается прежде всего естественное познание учения и воли Господа: "как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?.. Итак вера от слышания…" (Рим. 10, 14-17). Оно дополняется таинственным познанием воли Божией путем непосредственного общения с Богом -- в молитве и в Таинствах Церкви. Именно такое таинственное познание Бога имеет в виду св. апостол, когда пишет: "вы имеете помазание от Духа Святого и знаете все" (1 Ин. 2, 20), подразумевая, в первую очередь, Таинство миропомазания.Где же тот критерий, который позволяет отличить истинное пророчество от ложного -- как полученное естественным, так и таинственным путем?В первом случае достаточно просто: Церковь выделила и в Ветхом, и в Новом Завете целый ряд книг, которые она признала богодухновенными, -- т. е. такими, в которых через священных авторов выражена весть Божия. Эти книги составили канон Священного Писания, всякий, кто научается воле Божией, должен в первую очередь усвоить учение, содержащееся в канонических библейских книгах. Для подробного уяснения библейского учения мы прибегаем также к чтению произведений святых отцов.Если же человек предполагает, что ему дано таинственное откровение Божие о нем самом или о ближних, то основных критериев истинности такого пророчества два. Во-первых, по содержанию оно не должно противоречить Священному Писанию и Преданию Церкви.
Пророки, лжепророки и прорицатели
Пророки, лжепророки и прорицатели - Исполнение пророчеств 2013, подборка - Основано на реальных событиях
Комментариев нет:
Отправить комментарий